медитация

Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

Вы слышали, что медитация встречается в различных культурах и применялась во все времена. Соответственно различному культурному происхождению соответствует и множество ее способов. Можно было бы предположить, что существует столько способов, сколько медитирующих людей, так как медитация — это нечто очень личностное. Тем не менее, многие ее формы имеют схожие признаки. Например, они роднятся в том, как ими овладевают, или содержанием медитирования, или у них общее конечное состояние, которого стремятся достичь при помощи той или иной техники. Чтобы упорядочить это многообразие, ученые, прежде всего психологи, предложили систему, при помощи которой можно точнее и общедоступнее описать различные способы медитации.

Многообразие методов медитации

Исследования медитации различны: содержательная, трансцендентальная, концентрирующая, раскрывающая, пассивная, активная.

Содержательная медитация

Мы уверены, что каждый из вас уже обладает опытом содержательной медитации. Это случается чаще всего на природе. Вы лежали где-нибудь и смотрели на небо, провожая глазами облака. Суматоха мыслей улеглась совсем незаметно, вас захватила необъятность неба, белизна облаков, их медленное, но неостановимое движение. И вдруг вы заметили, что успокоились, и ощутили чувство умиротворения, почувствовали тесную связь со всем и со всеми. И испугались, когда взглянули на часы, что не заметили, как прошло уже больше получаса. Вы медитировали! И содержанием вашей медитации было природное явление.

Многие люди, глядя на воду, огонь, горы или другие элементарные предметы, погружаются в природную медитацию. Преподаватели медитации использовали данное состояние и развили на этой основе формы содержательной медитации. Какой-либо предмет или природное явление используется в качестве отправной точки для путешествия во внутреннюю сосредоточенность. Медитирующий постигает глубину определенного предмета и погружается в основополагающие взаимосвязи природы и человека.

Девятнадцатилетняя школьница рассказывает:

«В качестве предмета я выбрала молодое деревце дуба, которое я обняла. Сначала я старалась только выровнять свое дыхание. Потом вдруг заметила, что дерево стало теплым. Когда я попробовала двигать руками, мне показалось, что дерево меняет форму. Позже у меня создалось впечатление, что оно вросло в мои ноги и руки, хотя обнимала его руками и ощущала как нечто относящееся ко мне. Дерево излучало мое собственное тепло».

В качестве средства содержательной медитации могут быть использованы и изображения, рисунки или фотографии. В этом случае все внимание сосредоточивается на них. Человек раскрывается, принимает «послание» изображения, постигает его глубокий смысл. Сюда относится и тибетскаяМандала-медитация. Медитация посредством изображения развивает способность к наблюдению, помогает охватить глубинные измерения наблюдаемого. Она позволяет также лучше справляться с ежедневным стремительным потоком образов и оптических впечатлений, обучая более целостной обработке изобразительной информации. Другие исходные предметы содержательной медитации — предметы-символы: такие символические изображения, например, как колесо, якорь или дорога. Они могут стать для медитирующего «зеркалом Вселенной», помочь познать жизненные принципы, которые обогащают действия (рис. 1).

Медитируют также при помощи специальных текстов, стихов, притчей и метафор из священных рукописей. Их созерцание может спонтанно открыть доступ к «внутренней размерности» действительности. В различных религиях пользуются прежде всего именно этим способом медитации. Богатые традиции содержательной, опирающейся на Библию медитации, которые живы еще и сейчас, были развиты в орденских объединениях христианства.

Рис. 1. Медитационная звезда — пример медитационного предмета-символа в традициях
Рис. 1. Медитационная звезда — пример медитационного предмета-символа в традициях «Sufi» (Суфи)

Медитативные опыты, стимулируемые новыми гуманистическими формами психотерапии, занимают все больше места в межчеловеческом общении — «медитации к другому». Медитация ближнего начинается с размышлений о другом или с ощущений другого, если он сидит напротив. Воспоминания об опыте контактов с ним появляются в сознании, воспринимаются по-новому, все яснее и яснее, до тех пор пока не станет понятной сущность противосидящего. Медленно открываются «тайна» другого человека, его особенности, но в конце концов может установиться неизвестное до сих пор. понимание, стойкая доброжелательность, симпатия и уважение. Неприязнь, обиды, все негативное теряют в такой медитации свое значение. Решающим образом меняется отношение к этому человеку, оно позволяет по-новому воспринять его и поддержать.

Древнеиндийские медитации.

Участник курса «Медитация человека» рассказал нам о следующем опыте.

«При медитации членов семьи я думал о своем отце. Он неудовлетворенный человек. Это мне удалось установить без затруднений. В области своего сердца я почувствовал уплотнение, я различил лицо своего отца и ощутил его беспомощность. У меня возникло болезненное сочувствие и я заплакал. Кроме того, я почувствовал, как сильно мой отец жаждет уважения, признания и почитания. Мое отношение к нему стало меняться в позитивную сторону… Я научился смотреть на него другими глазами».

Еще один вид содержательной медитации, которая, вероятно, знакома вам по личному опыту, — музыкальная медитация. Когда вы сосредоточенно слушаете музыку, в вашем сознании начинают возникать всякие картины и вы открываете новый мир звуков неожиданной красоты. Композиторы имеют особую способность вдохновляться при помощи «внутреннего слышания» при создании нового произведения. К музыкальной медитации надо относиться так же, как к медитации при помощи изображения. Только она обостряет слух, а не зрение. Это важно и в обыденной жизни, когда многое ускользает из-за того, что вы не научились правильно слушать. При помощи музыкальной медитации приобретается такая способность слушать, что ситуация схватывается только по восприятию шумов и звуков.

Глубокая медитация

В основе глубокой медитации лежат простые формулы или мантры (комбинации звуков, имеющие или не имеющие значения), которые в процессе естественного успокоения психики постепенно гаснут, пока наконец не воцарится полное душевное успокоение и медитирующий не погрузится в себя. Это позволяет расширить границы сознания. Тело при глубокой медитации быстро приходит в состояние покоя. Это состояние аналогично погружению в глубины океана или вхождению в собственное бытие.

Глубокая медитация отличается от содержательной тем, что ее конечное состояние не имеет объекта. Человек не пытается ничего охватить, ни во что проникнуть, достичь состояния возбуждения. Он высвобождается и погружается в себя, в «первопричину» жизни.

Глубокой медитацией является, например, шикантаза, бессодержательная сидячая медитация в буддистских традициях, которая тренирует восприятие как таковое, т. е. чистое восприятие. К этому виду относится и техникатрансцендентальной медитации, о которой мы подробно поговорим в конце этой главы.

В отличие от методов содержательной медитации техника глубокой медитации и ее воздействие обстоятельно исследованы учеными. Опираясь на сегодняшний опыт, ее можно считать простым методом. Поэтому в последующих главах мы не будем касаться содержательной медитации, а рассмотрим подробно основные принципы и воздействие глубокой медитации.

Концентрирующая медитация

Концентрация — это фокусировка и частично фиксация внимания на каком-либо внутреннем или внешнем объекте, например на монотонных звуках, словах, молитвах, дыхании, биении сердца или геометрических символах. Концентрация различается в зависимости от сосредоточения внимания на физическом или духовном объекте. В начальных упражнениях дзэн-медитации, например, ученику приказывают считать вдохи и выдохи от одного до десяти, а потом сначала. Если он собьется со счета, а у начинающего это случается часто, то его заставляют начинать снова с единицы. Таким образом счет связывают с дыханием. Вдох приходится на нечетные числа, а выдох — на четные. Эта двойная концентрация на счете и дыхании, с одной стороны, помогает ограничить возникновение отвлекающих мыслей, а с другой — не мешает погрузиться на более глубокие уровни сознания, так как не является слишком сложным действием. Одновременно блокируются и возможные помехи из внешней среды.

Концентрирующая медитация освобождает сознание от зависимости от мыслей и мечтаний, человек выпадает на какое-то время из повседневной жизни, наступает физическое и психическое успокоение. Обычное, активное, направленное наружу состояние сознания переходит в более пассивное, ориентированное вовнутрь. Но концентрирующая медитация быстро утомляет, так как противодействует естественным тенденциям сознания к мечтаниям и рассеянности.

Раскрывающая медитация

Эта форма медитации в большей степени, чем концентрирующая, связана с повседневной активной деятельностью.

Пример этому — буддистская медитация внимания. Она требует от медитирующего сознательного отношения ко всякой деятельности, т. е. необходимо сформировать сознание, относящееся к данному моменту, к данной реальности. Сознание, таким образом, раскрывается во время действия. Трудно представить себе такую деятельность, которая расширила бы собственное сознание. Медитирующий должен только следить за ходом собственного действия.

Один буддистский ученый описывает этот вид медитации следующим образом: «Вы сознательно и внимательно следите за всем, что делаете или говорите в течение дня во время работы, в вашей личной, общественной или профессиональной жизни. Идете ли вы, стоите, сидите, лежите или засыпаете, осматриваетесь ли вокруг или одеваетесь, пьете ли или едите, говорите ли или молчите и т. д. — во время всех этих и других действий вы должны с полным сознанием следить за тем, что вы в данный момент делаете. Это означает, что в данный момент вы полностью захвачены тем или иным действием. Но это не значит, что вы совершенно не должны думать о прошлом и будущем. Напротив, вы думаете об этом, но сообразно данному моменту, данному действию».

Пассивная медитация

Большинство форм медитации являются пассивными, так как их цель — достичь состояния погруженности без какой-либо умственной или эмоциональной активности. Примерами такого пассивного метода самопогружения являются в первую очередь медитационные формы в традициях индийской йоги. Особо следует упомянуть трансцендентальную медитацию, которая, как мы уже говорили, будет рассматриваться специально.

Активная медитация

В высших упражнениях дзэн-буддизма, в различных практиках йоги, в ритуалах танцевальных традиций суфи встречаются медитационные формы, требующие активного внимания. Их применение может довести человека до экстаза. Основу этого метода составляют определенные позы, движения тела, танцевальные формы. Состояние экстаза при активной медитации достигается целенаправленным повышением возбуждения. При этом экстаз — это выражение сверхчистого возбуждения, которое не может сохраняться долго и заканчивается, как правило, изнеможением.

Участник суфи-танца рассказал нам следующее: «Круги танцующих двигались все быстрее, так что в конце концов я видел только мелькание одежд. Я потерял чувство времени. Постепенно я убедился, что мое сознание, хотя я его и не утратил, не подвластно целиком моему контролю. Я чувствовал себя беззаботным. Потом у меня появилось ощущение, что я — часть этого движущегося целого, что я растворился в чем-то большом». Вышеприведенные признаки различных форм медитации не исключают, а, напротив, очень часто дополняют друг друга.

Эта глава, вероятно, вызвала у вас ощущение многообразия медитации. Возможно, что интерес к ней вырос у вас настолько, что вы задаетесь вопросом, какие условия необходимо выполнить, чтобы вы сами смогли попробовать медитировать.

Как овладеть медитацией

Другой признак, по которому различаются формы медитации, — это способ овладевания ими. Некоторые медитационные школы требуют от начинающих большого прилежания, например традиционная Крийя-йога. Здесь важно следовать всеобъемлющей программе изменения поведения, например вегетарианству, воздержанию и т. п. Другие школы, напротив, принимают каждого, кто готов регулярно медитировать, считая это основной предпосылкой успеха. Но есть одно общее условие — овладеть медитацией можно только с помощью наставника.

Сразу же выразим наше мнение: конечно, встречаются отдельные природные таланты, которым искусство медитации дано, так сказать, от Бога, но эти исключения лишь подтверждают правило.

Медитируя, вы познаете неизвестные до сих пор сферы вашей внутренней жизни, открываете неизведанный духовный мир, и ваше физическое восприятие изменяется. Как при путешествии за границу вам необходима карта страны, куда вы направляетесь, так и при познании собственного «Я» вам нужен проводник или кто-то, кто научил бы вас «читать» вашу «внутреннюю карту». Можете ли вы гарантировать, что при самостоятельном изучении вы не упустите важные указания по практике медитации? Только при отсутствии успеха, когда медитация покажется вам трудным и утомительным занятием или если у вас появится чувство, что вы вообще не можете успокоиться, только тогда вы заметите, что происходит что-то не то. Наставник поможет вам избежать подводных рифов. При квалифицированном обучении во время различных ситуаций ученик будет болееоткрыт и восприимчив, чем если он попытается овладеть техникой медитации в одиночку.

Еще важнее то, что во время медитирования вы приобретаете новый опыт, который требует пояснений. Только подготовленный преподаватель в состоянии сразу ответить на ваши вопросы. Только наставник может подтвердить, что то, чем вы овладеваете, действительно является правильной медитацией, а не какой-либо формой «перемены настроения». Именно в такой уверенности нуждаются люди, которые начинают заниматься медитированием, иначе, не достигнув моментального результата, они, как правило, прекращают занятия.

Итак, чтобы правильно овладеть медитацией, необходим наставник. Не обязательно во что-то верить и чего-то ждать. Так как медитация, если ею заниматься систематически, — не что иное, как техника, она «действует» независимо от того, верите ли вы лично в ее действенность или относитесь к этому скорее скептически. Ваш личный опыт подскажет вам в дальнейшем, как лучше всего к ней относиться: нейтрально воспринимать происходящее, верить, что вы способны развиваться или управлять своим организмом. Мы часто встречались со случаями, когда люди, настроенные в начале критически, достигали более глубоких медитационных состояний, чем те, которые изначально были экзальтированы. Особенно важно состояние естественности. Некоторые медитационные способы не требуют определенных поз тела, например сидения в позе лотоса. Рекомендуется усесться поудобнее, прямо. Учтите, что ваше внешнее положение соответствует внутреннему. Уже одно сидение в прямом, неподвижном положении постепенно приводит сознание в спокойное состояние. Поэтому во многих способах медитации придается большое значение оптимальной для медитирования сидячей позе.

Наряду с положением тела в большинстве медитационных школ значительную роль играет дыхание. Многие люди привыкли из-за плохой осанки и малоподвижности к неглубокому, верхнему дыханию. Некоторые традиционные формы медитации, например йога, требуют глубокого, или диафрагмального, дыхания. При других методах исходят из того, что дыхание в процессе овладевания медитацией само по себе становится глубже. Таким образом, некоторые формы медитации учат контролю над дыханием, другие, напротив, управляют дыханием бессознательно. Но в любом случае следствие глубокого дыхания — физический и духовный покой.

Какой должна быть медитационная форма?

  1. Медитационная форма должна быть простой для обучения и исполнения.У большинства из нас нет времени для продолжительного обучения и насыщенных учебных программ. Для овладевания каким-либо способом медитации достаточно нескольких выходных. И по содержанию этот метод не должен требовать специальной подготовки.
  2. При всей своей простоте медитация должна базироваться наупорядоченной системе обучения, опирающейся на надежные традиции. Иначе невозможно гарантировать, что ваши ощущения будут объяснены правильно и произойдет формирование целостностной личности. Но во всяком случае при этом не должна развиться личная зависимость от обучающего медитации. Это означает, что система обучения должна быть в большей своей части независима от личности наставника. Древнеиндийские медитации.
  3. С самого начала медитация не должна обусловливать изменения жизненных привычек, например требовать какой-то особой диеты или ритма сна. Это мешало бы длительным и регулярным занятиям медитацией. Напротив, она должна быть применима по возможности без особых затруднений в существующих бытовых условиях, т. е. легко включаться в обыденную жизнь. Это относится и к затратам времени: длительным упражнениям трудно найти место в наших сегодняшних условиях жизни.
  4. Подходящий медитационный способ должен быть доступен в финансовом отношении. Никто не будет платить за обучение больше, чем это кажется необходимым.
  5. Следующее требование, которое вы должны предъявить к методу медитации, — это свобода от какой-либо политической или религиозной идеологии. Сохранить нейтральность особенно важно в нашем пронизанном идеологиями мире.
  6. Необходимо следить за тем, чтобы медитации не утомляли вас. Это противоречило бы основополагающему ощущению покоя, которое отличается именно отсутствием активных действий и усилий.
  7. Выбирайте такие формы медитации, которые согласно достоверным данным с самого начала приводят к ощутимым результатам. Вы поймете, что «стоит» медитировать только тогда, когда непосредственнопочувствуете эффективность вашей медитации. В противном случае у вас будет ощущение напрасно потерянного времени. Отличительные критерии успешной, действенной медитации могут быть, например, такими: растущая удовлетворенность жизнью, улучшение физического самочувствия, большая уравновешенность.
  8. Последний критерий выбора формы медитации — это возможность проверить результаты, доказать воздействие при помощи психологических и физиологических исследований.

Мы хотели бы еще раз обратить ваше внимание на то, что медитацией может овладеть каждый или, точнее, почти каждый. Личностям, страдающим тяжелыми формами психозов и депрессий, медитация, как правило, противопоказана, если только их врач не применит определенные методы в качестве дополнительного лечения, целиком и полностью контролируя действия пациента. Личности, потребляющие такие наркотики, как ЛСД, героин, кокаин, также ограниченно способны к медитации. Древнеиндийские медитации.

Трансцендентальная медитация — пример эффективного медитационного метода

В трансцендентальной медитации получила вторую жизнь одна из тысячелетних медитационных форм. Она восходит к ведийским традициям Индии, в центре которых находится изучение человеческого сознания и раскрытие его возможностей. Веды относятся к древнейшим человеческим преданиям.

Махариджи Махедж Йог, физик и философ, сделал этот способ медитации общедоступным. Сначала он был доступен только небольшому элитарному кругу. Махариджи подготовил за последние 25 лет многие тысячи преподавателей медитации. Распространение трансцендентальной медитации во всем мире (в настоящее время эту технику практикуют около 3 млн. человек) привело к новому пониманию медитации. Этой медитацией может легко овладеть и заниматься практически каждый желающий. Она не требует почти никаких предварительных условий, так как не зависит от какого-либо определенного образа жизни и не связана с какими-либо политическими или религиозными условностями. Она опирается на психические и физические закономерности, такие, например, как стремление к улучшению самочувствия. Ключевым моментом ее воздействия является неутомительность, это становится очевидным уже вскоре после овладевания ею.

Такое новое понимание наряду с реальностью научного контроля над медитацией послужило причиной тому, что мы решили ввести трансцендентальную медитацию в наши семинары.

Как функционирует трансцендентальная медитация

Трансцендентальная медитация — это психический процесс, при котором мыслительная активность систематически снижается до достижения состояния духовного покоя и внутреннего бодрствования. Для этого необходимо проследить какую-нибудь определенную мысль от начала ее возникновения. Грубейшая форма мысли — это ее словесное выражение. В основе этого лежит невысказанная (непроизнесенная) мысль. Более тонкая форма — это расплывчатая, неясная мысль, которая находится еще в импульсивном состоянии. Такой род мыслей возникает всякий раз, когда у вас слово, что называется, вертится на языке. Во время трансцендентальной медитации преодолевается и этот порог (трансцендентировать — от лат. transcendere, т. е. перешагивать, выходить за пределы). В конечном счете медитирующий познает состояние глубокой погруженности в себя и отсутствия всякой умственной и сознательной активности.

Многие люди думают, что они никогда не смогли бы медитировать, так как не смогли бы абстрагироваться от непрерывного потока мыслей и достичь состояния духовного покоя. Техника трансцендентальной медитации использует естественную психическую тенденцию «перешагнуть» через мышление таким образом, чтобы абсолютное большинство мыслей не вызывало больше проблем. Медитация аналогична процессу ныряния. Американский психиатр Блумфильд пишет по этому поводу: «При обучении нырянию необходимо овладеть искусством правильного вхождения в воду, а далее нужно спокойно опускаться. Если ныряльщик входит в воду под правильным углом, все последующее происходит спонтанно под действием силы тяжести. Необходимо только доверять силе тяжести. Во время овладения трансцендентальной медитацией учатся сосредоточивать внимание вовнутрь и достигать естественного желания хорошего самочувствия. Разум во время медитации стремится к изначальному мышлению совершенно так же, как человек в темном помещении автоматически двигается в направлении к свету. С каждым шагом к свету его интенсивность возрастает и движение к нему упрощается».

Этому «процессу погружения» способствуют три фактора: во-первых, нужно принять удобную, неутомительную сидячую позу; во-вторых, закрыть глаза и, в-третьих, выбрать подходящий предмет медитации. Для того чтобы высвободить самый эффективный инструмент — разум, из круга обыденных забот и сосредоточить внимание на постепенном снижении умственной активности, существуют мантры. Понятие «мантра» происходит из санскрита, древнеиндийского классического языка. Оно состоит из корня «ман», что означает «думать», и суффикса «тра», означающего возможность практического применения. Таким образом, мантры — это «инструменты мышления», или «транспортные средства мыслей». При помощи не требующих напряжения мантр начинается процесс медитации.

Каждый по собственному опыту знает, что некоторые звуки, например скрип пишущего мела, вызывают неприятные ощущения, другие звуки, как нежное журчание ручья, оказывают успокаивающий эффект. Мантры, применяемые в трансцендентальной медитации, оказывают регулирующее и успокаивающее, но не усыпляющее действие. Их воздействие, как подтверждают многочисленные научные исследования, носят исключительно жизнестимулирующий характер.

Внимание во время трансцендентальной медитации остается подвижным и рецептивным. Нет необходимости сосредоточиваться на объекте медитации. Наоборот, процесс погружения должен происходить спонтанно, автоматически. Концентрация препятствует самопогружению.

Способы изучения

Если вы хотите овладеть трансцендентальной медитацией, это можно сделать лишь с помощью специально подготовленных преподавателей. Они будут учитывать ваши индивидуальные способности к обучению и смогут правильно объяснить различные медитационные ощущения. Кроме того, по собственному опыту они знакомы с различными медитационными процессами. Тем не менее, при этом методе вы не будете зависеть от преподавателя медитации, так как система обучения едина во всем мире. Так, вы можете во Франкфурте познакомиться с трансцендентальной медитацией, в Нью-Йорке научиться медитировать, а в Токио принимать участие в мероприятиях опытных медитирующих.

Чтобы правильно овладеть трансцендентальной медитацией, необходимы: два вводных курса, знакомящих с воздействиями и техникой трансцендентальной медитации, короткое собеседование с преподавателем, которое послужит взаимному знакомству и выяснению возможных вопросов личного характера, индивидуальное введение в медитацию в форме разовой тренировки. Завершают все это три двухчасовых семинара, которые дают основу для понимания практического применения медитации и перспективу раскрытия сознания.